«Великокняжеский дворец. Параллели предпочтений»
Цикл лекций
«Малый Императорский двор»
«Великокняжеский дворец. Параллели предпочтений»
Лекция кандидата культурологии И. И. Хмельницкой.
Современники называли Дворец Великого князя Владимира Александровича «малым Императорским двором», так популярен он был в Российской столице. Высокое государственное положение Владимира Александровича, как брата Императора Александра III, Главнокомандующего Петербургским военным округом и президента Академии художеств, обуславливало особый уровень приемов во дворце. Костюмированные «исторические» балы, устраиваемые с блеском и роскошью, превращались в грандиозные театральные представления. В этих праздниках и торжествах была одна немаловажная сторона. По тому, как они обустраивались, ощущалось не только любовь к историческому прошлому, но и желание показать продолжение традиций наших великих предков.
Во дворце проводились различные музыкальные и театральные вечера, этот «малый Императорский двор», как отмечали современники, во многом формировал общественное мнение, здесь обсуждались не только общественно-политические события, но и новые произведения литературы и искусства. Нередко давались во дворце и любительские спектакли. Увлечение домашним театром было модным в аристократических кругах. Во Владимирском дворце ставились в основном лирические пьесы и комедии, в которых в качестве актеров были задействованы члены семьи Романовых и их близкие друзья.
На официальные приемы, балы и театральные вечера приглашались известные музыканты, художники, артисты балета. Здесь пели знаменитые итальянские певцы Аделина Патти и Матио Батистини, во дворце принимали великую Сару Бернар, часто уже в начале ХХ века, здесь пел Федор Шаляпин, на музыкальных вечерах бывали Сергей Рахманинов и Леонид Собинов. Свои стихи гостям читали Великий князь Константин Романов, Иннокентий Анненский. Знаменитые на весь мир «Дягилевские сезоны» именно в лице Великого князя Владимира Александровича нашли своего высокого покровителя.
«Малый Императорский двор» Великого князя Владимира Александровича отличался от других тем, что здесь, широко принимали многих талантливых людей, не зависимо от их происхождения.
Оценивая роль и значение дворца Великого князя Владимира Александровича в художественной жизни Петербурга конца ХIХ — начале ХХ века, можно сказать, что он был одним из ярких центров Российской столицы, которую современники называли «Блистательным Петербургом».
Мы готовы меняться для вас